О результатах внешней проверки годового отчета «Об исполнении бюджета городского округа Тольятти за 2022 год

  •  :

    В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 73,74 Устава городского округа Тольятти, ст. 10 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю в период с 27.02.2023 по 27.04.2023 были проведены экспертно-аналитические мероприятия по внешней проверке годового отчета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) за 2022 год, в ходе которых отмечено следующее.

    Годовая отчетность ГАБС представлена в соответствии с требованиями и сроками, установленными Бюджетным кодексом РФ и статьей 22 Положения о бюджетном процессе в городском округе Тольятти. Бюджетная отчетность по части главных распорядителей бюджетных средств представлена с незначительными нарушениями требований, установленных Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н. Установлены нарушения требований к составлению бюджетной отчетности, в части включения показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета, а также непредставление отдельных форм отчетности. Данные нарушения влекут за собой административную ответственность по 15.15.6 КоАП.

    Из анализа основных показателей социально-экономического развития г.о. Тольятти за 2022 год можно сделать выводы о дальнейших перспективах формирования доходной части бюджета:

    • показатели социально-экономического развития не достаточно точно спрогнозированы. Прежде всего это касается уровня среднемесячной начисленной заработной платы, которая непосредственно влияет на поступление одного из бюджетообразующих видов дохода – налога на доходы физических лиц (перевыполнение плана до данному источнику дохода составило 476 906 тыс. руб. или 110,4%);

    • увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов (квартир) в 2022 году обеспечит рост доходов от поступлений налога на имущество физических лиц в 2023-2024 годах;

    • уменьшение объема промышленной продукции, прибыли организаций экономического сектора, свидетельствует о снижении объема инвестиций в основной капитал, оборотных средств, и, как следствие, снижения неналоговых доходов бюджета.

    В 2022 году изменения в решение Думы от 21.12.2021 № 1128 «О бюджете городского округа Тольятти на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» вносились 14 раз, при этом параметры бюджета изменялись 12 раз, с учетом внесенных изменений доходная часть бюджета увеличена на 8 376 489 тыс. руб. и в окончательной редакции составили 19 063 320 тыс. руб., расходы увеличены на   8 609 589 тыс. руб. и составили 19 296 420 тыс. руб., бездефицитный формат бюджета изменен на дефицит в сумме 233 100 тыс. руб.

    Бюджет г.о. Тольятти за 2022 год исполнен: по доходам в размере 19 431 850 тыс. руб. или на 101,9%, по расходам в размере 18 561 946 тыс. руб. или на 96,2%, бюджет исполнен с профицитом – 869 904 тыс. руб.

    Поступления налоговых доходов в бюджет городского округа Тольятти в 2022 году составили - 7 488 156 тыс. руб. или 111,9% от плана, неналоговых доходов - 812 555 тыс. руб. или 95,7% от плана. Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней составили 57,3% или 11 131 139 тыс. руб. и превысили размер собственных доходов бюджета, что говорит о прямой зависимости бюджета г.о. Тольятти от поступлений средств вышестоящих бюджетов. КСП отмечает, недостаточное качество прогнозирования отдельных видов налогов, сборов и регулярных платежей, а также неналоговых доходов главными администраторами доходов при составлении проекта бюджета.

    Бюджет сохраняет социальную направленность. Исполнение расходов по отраслям социального блока составило 12 792 826 тыс. руб. или 68,9 % в общем объеме расходов бюджета, в том числе: образование – 11 110 755 тыс. руб.; культуру, кинематографию и средства массовой информации – 575 584 тыс. руб.; физическую культуру и спорт – 292 464 тыс. руб.; социальную политику - 814 023 тыс. руб.

    По муниципальным программам за 2022 год кассовое исполнение составило 95%. Наиболее высокий уровень исполнения (100%) у 2 муниципальных программ. При этом по 4 муниципальным программам показатели не достигли 90%. Наиболее низкий процент исполнения сложился по МП «Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности городского округа Тольятти на 2017-2022 годы». КСП отмечает, что по ряду главных распорядителей средств бюджета в ходе реализации программных мероприятий наблюдается несвоевременное внесение необходимых изменений в условия соглашений (договоров), а также лимиты бюджетных обязательств, что влечет наличие неиспользованных остатков средств городского округа по состоянию на 31.12.2022.

    В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета г.о. Тольятти в 2022 году исполнение расходов осуществляли 20 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее низкий процент исполнения за 2022 год сложился по ГРБС Управление развития потребительского рынка – 68,8%, по ГРБС Департамент дорожного хозяйства и транспорта – 91,5%, ГРБС Департамент градостроительной деятельности – 92,5%.   КСП отмечает, что в 2022 году не освоено 734 474 тыс. руб., из них 55,7% - это собственные средства. По сравнению с предыдущим годом объем неосвоенных средств увеличился на 0,2%, при этом неисполнение расходов за счет собственных средств увеличилось в 2 раза. Анализ качества исполнения расходов указывает на снижение эффективности принимаемых мер. Кроме того, причинами неисполнения некоторых видов расходов послужило невыставление поставщиками счетов, актов за оплату услуг, незавершение процедуры согласования контрактов, уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) в результате проведения конкурсных процедур, изменения сроков выполнения работ, графиков оплаты муниципальных контрактов, расторжения ряда муниципальных контрактов. Следовательно, недостаточный уровень организации взаимодействия с контрагентами влияет на профицит бюджета и увеличение расходной части следующего финансового года.   

    Из анализа нормативно-правовых актов реестра расходных обязательств, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для расходных обязательств установлено, что указанные в отдельных расходных обязательствах нормативные правовые акты утратили силу и принятые взамен не отражены в соответствующих графах.

    По состоянию на 01.01.2023 кредиторская задолженность бюджета г.о. Тольятти составила 709 953 тыс. руб., снижение по сравнению с 01.01.2022 на 50 547 тыс. руб. Наибольший рост задолженности у Департамента образования (+ 26 612 тыс. руб.), Управления потребительского рынка (+ 10 129 тыс. руб.). По состоянию на 01.01.2023 дебиторская задолженность бюджета городского округа Тольятти составила сумму 25 204 862 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с началом года на 5 838 759 тыс. руб. Просроченная дебиторская задолженность в сумме 804 246 тыс. руб. имеется у Администрации (ГлАД), Департамента по управлению муниципальным имуществом, Департамента градостроительной деятельности, Управления потребительского рынка.

    Объем муниципального долга по состоянию на 01 января 2023 года составил 4 900 000 тыс. руб. Удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города по состоянию на 01.01.2023 составил 70,3% от собственных налоговых и неналоговых поступлений, и по сравнению с показателями на 01 января 2022 года, снизился на 400 000 тыс. руб. В структуре муниципального долга 79,6% составляют долговые обязательства по кредитам кредитных организаций, что создает риски для долговой устойчивости бюджета городского округа.

    Расходы на обслуживание муниципального долга за 2022 год составили 227 917 тыс. руб. или 72,6% к плану года (ниже освоения расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,2%.

    Программа Приватизации за 2022 год исполнена в общей сумме 14 441,7 тыс. руб., что составляет 16,7% от запланированного (87 499,5 тыс. руб.). КСП повторно отмечает факт ежегодных расходов бюджета городского округа на проведение ежегодной оценки стоимости муниципального имущества, неоднократно включаемого в программу приватизации и расходов на содержание имущества, не обремененного арендой или иным видом использования. Кроме того, информационное обеспечение Программы приватизации является недостаточным. Характеристика объектов в Программе приватизации дана в сжатом виде, не позволяющем определить все преимущества, которые муниципальное образование может получить от приватизации.

    В части осуществления расходов на уплату штрафных санкций и неустоек по решениям судов в нарушение ст. 34, 62 БК РФ допускается неэффективное расходование бюджетных средств, в результате бездействия (в ряде случае) администрации г.о. Тольятти бюджет города несет дополнительные расходы по их оплате. 

    По итогам проведения проверки администрации предложено:

    • повысить достоверность прогнозирования и эффективность администрирования доходов бюджета, продолжить работу по разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета городского округа, в том числе увеличения объема неналоговых доходов бюджета, а также по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных поиск дополнительных резервов источников доходов.

    • обеспечить сбалансированность параметров прогноза социально-экономического развития и параметров бюджета г.о. Тольятти.

    • принять меры по сокращению количества внесения изменений в бюджет г.о. Тольятти, с учетом имеющихся оснований, по которым в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете.

    • соблюдать сроки представления проектов решений о внесении изменений в бюджет г.о. Тольятти, установленные Положением о бюджетном процессе.

    • в целях недопущения увеличения дополнительных расходов бюджета г.о. Тольятти изучать ценовую политику, своевременно перераспределять расходы, при наличии не используемых лимитов бюджетных обязательств, а также более точно осуществлять прогнозные расчеты на выделяемые средства из вышестоящего и местного бюджетов.

    • продолжить работу, направленную на осуществление контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств.

    • в соответствии со ст.21 Положения о бюджетном процессе, утвержденного решением Думы г.о. Тольятти от 09.04.2014 №250, обеспечить контроль за составлением бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств.

    • обеспечить составление и представление годовой бюджетной отчетности, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

    • обеспечить контроль за ведением реестра расходных обязательств, актуальности нормативно-правовых актов, обеспечивающих расходные обязательства, и своевременным утверждением порядков предоставления средств из бюджета в соответствии со ст. 65, 74 БК РФ. Не допускать расходование бюджетных средств без нормативно-правовых актов, устанавливающих расходные обязательства.

    • обеспечить своевременное внесение изменений в муниципальные программы в соответствии с требованиями БК РФ. Обратить внимание на подготовку финансово-экономического обоснования при планировании бюджетных средств на реализацию программных мероприятий.

    • повысить эффективность управления имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, а также акциями акционерных обществ, находящимися в муниципальной собственности.

    • повысить эффективность реализации программы приватизации и расходования бюджетных средств на проведение ежегодной оценки стоимости муниципального имущества, неоднократно включаемого в программу приватизации и расходов на содержание имущества, не обремененного арендой или иным видом использования, а также обеспечить повышение открытости приватизационных процедур и расширение маркетинга приватизируемого имущества.

    • обеспечить соблюдение ст. 34, 62 БК РФ, не допускать неэффективного расходования бюджетных средств на уплату штрафных санкций и неустоек по решениям судов.